При этом принципы активности и динамической уровневой организации, присущие движению, будут сохраняться и в действии. Принцип активности действия будет заключаться в том, что его цель всегда сознательна — действие всегда произвольно.
Принцип динамической уровневой организации действия будет выражаться в том, что любое сложное осознаваемое действие всегда состоит из множества более простых неосознаваемых действий (по А.Н. Леонтьеву - операций). Уровень осознавания может изменяться, а функциональный объём действия может увеличиваться или уменьшаться.
Например, Вы сейчас читаете эту статью и чтение является Вашим осознаваемым действием, а те маленькие действия, из которых состоит чтение: распознавание слов, вспоминание их значений и т.п. остаются для Вас неосознаваемыми.
Но вот чтобы правильно прочитать слово "рентгеноэлектрокардиографический", Вам нужно снизить уровень осознавания до действия с меньшим функциональным объёмом и теперь распознавание слов на какое-то время станет самостоятельным сознательным действием.
Затем, когда трудное непривычное слово будет преодолено, граница осознавания вернётся на предыдущий уровень.
У нас нет сейчас необходимости погружаться во все методологические особенности теории деятельности А.Н. Леонтьева, самое важное сейчас — увидеть и запомнить, что движение (по Н.А. Бернштейну), проходя через новые функциональные преобразования (действие и деятельность по А.Н. Леонтьеву), сохраняет свои основные (сейчас для нас) принципы: принцип активности и принцип динамической уровневой организации.
При этом, образуется функциональный континуум: от движения (двигательный состав - смысловая структура) через действие (операции - сознательная цель) к деятельности (действия - мотив/потребность).
Описывая уровни построения движения, на определённом этапе (начиная с уровня D) мы столкнулись с тем, что начинаем использовать слово "действие" вместо "движение". Это вполне естественно, так как параллельно с предметом (точнее — с его психологическим образом), которым обусловлена смысловая структура такого движения, появился и ожидаемый результат (или опять же — психологический образ результата) этого движения.
Психологический образ результата стал определяющим и начал подчинять себе не только это движение, но и другие.
В итоге совокупность движений, объединённых психологическим образом результата, обрела новый функциональный уровень — действие.
При этом построение движения происходит по следующим принципам:
- принципу активности (это означает, что движение является не реакцией на внешний стимул, а способом преодоления окружающей среды в процессе выполнения заложенной в него программы);
- принципу динамической уровневой организации (в процессе каждого движения есть единственный ведущий (осознаваемый) уровень и он может меняться).
Действие можно также рассмотреть как скачок развития двигательной активности человека, произошедший в результате функционального объединения совокупности движений на основе какой-либо сознательной цели.
Например, Вы сейчас читаете эту статью и чтение является Вашим осознаваемым действием, а те маленькие действия, из которых состоит чтение: распознавание слов, вспоминание их значений и т.п. остаются для Вас неосознаваемыми.
Но вот чтобы правильно прочитать слово "рентгеноэлектрокардиографический", Вам нужно снизить уровень осознавания до действия с меньшим функциональным объёмом и теперь распознавание слов на какое-то время станет самостоятельным сознательным действием.
Затем, когда трудное непривычное слово будет преодолено, граница осознавания вернётся на предыдущий уровень.
Не все цели могут находиться в сознании человека постоянно. Масштабы некоторых целей предполагают не одно действие, а их совокупность, причём иногда разнесённую как во времени, так и в пространстве. Тогда, чтобы описать этот процесс необходимо ввести новое понятие: деятельность.
Принцип активности в деятельности заключается в том, что любая деятельность человека определяется его собственными потребностями.
При всей сложности строения жизнедеятельности человека в целом и неочевидной иерархии взаимоотношений между собой разных частных видов деятельности и, наверное, бесконечном количестве параметров для их классификации (важность/значимость, физиологическое обеспечение, эмоциональная составляющая, внутренняя/внешняя, познавательная/безопасность и т.д.) есть очень простой основной критерий: каждый отдельный вид деятельности определяется единственным, соответствующим только ей предметом.
Предмет в свою очередь предполагает удовлетворение определённой потребности.
Потребность без предмета, сама по себе, не приводит к какой-то конкретной деятельности, она включает режим ненаправленной (поисковой) деятельности. Встреча с предметом, который отвечает потребности, меняет эту потребность, она становится предметной и направленной.
Известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев сформулировал понятия действия и деятельности: действие — это процесс, подчинённый сознательной цели, а деятельность — молярная (в химии 1 моль вещества — это минимальное количество вещества, сохраняющее все его свойства), не аддитивная (не сводящаяся к простой сумме своих составляющих) единица жизни телесного, материального субъекта.
При этом, образуется функциональный континуум: от движения (двигательный состав - смысловая структура) через действие (операции - сознательная цель) к деятельности (действия - мотив/потребность).
Взаимоотношения между деятельностью человека, его действиями и движениями не аддитивны и вследствие этого чрезвычайно сложны и динамичны. Их нельзя представить себе как сумму слагаемых, хотя и хочется это интуитивно сделать. Если мы решим упростить себе жизнь и определим деятельность просто как цепочку событий, то мы упустим главное в их иерархии — изменчивость и подвижность.
Для большей наглядности и простоты восприятия этого феномена мы можем использовать метафору взаимоотношений между социальной группой и индивидом. Социальная группа состоит из индивидов, если все индивиды покинут группу, то группы не станет. Вместе с тем, группа — это самостоятельная сущность, живущая и развивающаяся по своим собственным законам.
Деятельность индивида, состоящего в группе, может соотносится с деятельностью группы, может делать что-то противодействующее деятельности группы, может переходить из одной группы в другую, а может делать что-то своё, никак не относящееся к деятельности какой-либо группы.
Как-будто мало нам уже описанной сложности отношений между движениями, действием и деятельностью, есть ещё один нюанс: они могут и соединяться друг с другом.
Возьмём как пример: родитель держит ребёнка на руках и совершает укачивающие плавные машинальные ритмичные движения, при этом смотрит новости по телевизору. То, что мы сейчас описали — это движение. Движение с ведущим уровнем B.
Теперь мы вносим в это описание сознательную цель: родитель хочет уложить ребёнка спать. Он выключает телевизор, переносит своё внимание полностью на процесс укачивания. Смысловая структура движения мгновенно изменяется и ведущим становится уровень D. Движение становится действием.
Мы следуем дальше по нашему функциональному континууму: описываемый нами родитель, укачивая ребёнка, вдруг осознал с необычайной ясностью, что он является родителем, испытал прилив счастья и нежности к своему ребёнку, на какое-то время весь мир перестал существовать в сознании родителя кроме процесса укачивания ребёнка. Укачивание приобрело совершенно особый смысл, в этом движении - действии теперь практически полностью выражается одна из самых значимых его деятельностей, направленная потребностью в заботе о ребёнке.
Смысловая структура движения поднялась до уровня E, движение - действие стало движением - действием - деятельностью.
Важно понимать, что описанное выше превращение "движение - действие - деятельность"
происходило не за счёт изменения двигательного состава движения (оно оставалось практически тем же самым) а из-за изменения восприятия субъектом своего собственного движения.